Приспособления для ползания ребенка

Оглавление [Показать]

Когда дети начинают ползать?

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до 9 месяцев. Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Это всего лишь общие примеры манипуляций. Лучше всего о массаже поинтересоваться у лечащего врача-педиатра, который подскажет очерёдность действий, необходимое количество времени на каждое упражнение.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Известный педиатр Бенджамин Спок говорил, что в качестве детской кроватки можно использовать обычную коробку, корзинку или ящик от комода. В наше время уже не вызывают удивления пеленальные комоды, ниблеры и радионяни. То, какую вещь непременно стоит купить, а какая окажется совершенно бесполезной – вопрос спорный.

приспособления для ползания ребенка

Лишь после первенца мамочки смогут покупать только практичные и нужные вещи. А молодые неопытные родители, в основном, доверяют м, отзывам в Интернете и  раскрученным брэндам. Поэтому частенько покупают то, без чего прекрасно могут обойтись. Расскажем о 9 предметах, которые вам обязательно захочется приобрести.

1. Машинка для приготовления детской смеси

приспособления для ползания ребенка

С её помощью за несколько секунд можно приготовить идеальную по температуре детскую смесь. Одно нажатие кнопки, и бутылочка смеси для малыша готова! Составляющие для её приготовления (сухая смесь и вода) хранятся в машинке. Поэтому смесь для ребёнка сумеет приготовить даже неопытный папочка.

2. Переводчик плача ребенка

приспособления для ползания ребенка

Устройство сможет определить причину плача вашего малыша. Вверху, на переводчике, располагается микрофон, принимающий «сигналы» детского плача. Вокруг микрофона расположены индикаторы основных состояний ребёнка (сон, скука, голод, стресс, дискомфорт). Под ними находятся три кнопки. Центральная отвечает за запись плача. Нажав на правую кнопку, можно услышать колыбельную. Левая кнопка имитирует звуки сердцебиения матери. Выключатель переводчика детского плача находится сбоку. Перед  включением устройства зажмите кнопочку мелодий (справа) и включайте его. Поочерёдно загорятся все индикаторы. Для корректной работы переводчика необходимо организовать специальные условия. Прикрепите переводчик на кроватке таким образом, чтобы он находился в 30-ти сантиметрах от ребёнка. Постарайтесь создать в детской полнейшую тишину. Проверьте, не закрыли ли вы рукой микрофон. Нажмите центральную кнопку, когда малыш заплачет. Через пару секунд загорится соответствующий индикатор, который укажет вам причину плача малыша.

3. Конверт для сна

Напоминает комбинезон, но ножки зашиты в одну. Во многих странах не советуют заворачивать малышей в одеяльце для новорожденных, потому что они могут им накрыться и задохнуться. Но поскольку нужно обеспечивать малышу благоприятную температуру, был изобретён конвертик для сна. Он бывает разных видов: утеплённый, с рукавчиками, без рукавчиков. (Конверты для пеленания Summer infant swaddleme (Саммер Инфант))

4. Слингобусы

Мамабусы — это полезное украшение для мамочек. Они отвлекают малыша, когда тот пытается снять с мамы цепочку или серёжки. Ребёнок может почесать дёсенки о бусинки, поиграть с ними. Слингобусы удобны тем, что мама сможет их снять и прикрепить к кроватке. Малыш будет перебирать бусинки, развивая мелкую моторику.

5. Ведёрко для утилизации детских подгузников

В чём необычность этой вещи? В ведре есть контейнеры с пакетиками для одноразового применения. Пакет с использованным детским подгузником плотно закрывается и начинает распространять по комнате приятный аромат душистых фиалок.

6. Удлинитель для боди

Малыш подрос и бодик перестал подходить ему по длине (особенно, если надевать на подгузник)? Не расстраивайтесь! Крохотная штучка с кнопками не только удлинит эту вещь, но и сэкономит ваши финансы. Удлинитель для боди пристёгивается  между ножек и совсем не мешает малышу. Данный предмет гардероба можно сшить самостоятельно.

7. Baby Timer (Бэби Таймер)

Этот прибор — своеобразная «шпаргалка» для новоиспечённых родителей. Таймер просигналит, когда малышу нужно менять подгузник, в какое время его кормить, купать или убаюкивать. Настраивается Бэби Таймер нажатием нескольких кнопок. Включается и выключается он так же легко.

8. Генератор белого шума

Многие мамы замечали, как малыши затихают, когда слышат стиральную машину, кухонную вытяжку или фен. Все эти приборы издают белый шум, благодаря которому детки очень быстро затихают. Польза белого шума давно доказана. Но включать приборы специально, ради успокоения детей – небезопасно и неэкономично. Оставлять ребёнка спать на кухне, чтобы он чаще слышал шум вытяжки или стиральной машинки – глупо и не всегда возможно. Это приняли во внимание создатели генератора белого шума. Компактный предмет, напоминающий мини-колонку, потребляет очень мало электроэнергии. Генератор легко перенести из одной комнаты в другую. Существуют удобные портативные модели генератора, которые можно брать на прогулку.

9. Складная детская ванночка

Такая ванночка очень выручит тех, у кого вместо ванны стоят душевые кабинки. Складная ванночка занимает мало места. Её можно брать куда угодно: на дачу, на пляж, в путешествие, в гости. Существует огромное количество самых разнообразных ванночек. Они отличатся по цвету, форме, размеру и цене. Есть ванночки, напоминающие огромный цветок с мягкими лепесточками. Их придумали для удобства купания деток в раковине. Не удивляйтесь, но в Северной Америке купают своих малышей в раковине. Следовать их примеру мы не призываем, а вот о покупке переносной ванночки рекомендуем задуматься. Складная ванночка прослужит вашему малышу ни один год.

Читаем также:

  • 25 полезных приспособлений, необходимых всем молодым родителям
  • Топ-5 бесполезных и Топ-5 необходимых вещей для новорожденного ребенка
  • 10 вещей для ухода и воспитания за ребенком, без которых обошлась бы ваша мама
  • Самые полезные покупки, для обеспечения безопасности ребенка в доме
  • 7 приспособлений, которые освободят мамины руки

Возьмите себе на заметку ☝

Современные производители детских устройств предлагают потребителю массу красочных приспособлений. Они предназначены для правильного физического развития детей и отвечают всем правилам безопасности. Яркие, привлекательные, с дополнительными игровыми панелями детские тренажеры и приспособления очень популярны на отечественном рынке. Все они имеют весомые и убедительные преимущества. Но наряду с плюсами, эти предметы оказывают негативное влияние на физическое развитие ребенка.

❌ Прыгунки – враг детского позвоночника. Этот детский спортивный тренажер родители начинают использовать еще до того момента, как малыш начнет самостоятельно передвигаться. Считается, что прыгунки приносят массу удовольствий ребенку. Но наслаждение они доставляют только мамочке, которая сможет на некоторое время заняться домашними делами.

Ребенок, находясь в прыгунках и оставшись без родительского внимания, быстро теряет интерес к прыжкам. Кроме того, приспособление ограничивает свободу перемещения ребенка и может навредить его естественному развитию. Отталкиваясь от пола двумя ножками, малыш привыкает к этим движениям, и без ходунков будет стараться возобновить эти же движения. В результате регулярные падения скажутся на самостоятельном хождении. Не стоит забывать и о хрупком позвоночнике ребенка. Во время прыжков в прыгунках основная нагрузка ложится на спину. Поэтому частые прыжки в приспособлении приведут к искривлению позвоночника. Крайне нежелательны прыгунки детям, имеющие повреждения кожи в области касания с деталями приспособления. Прыгунки довольно сильно сдавливают промежность малыша и могут вызвать аллергические реакции.

❌ Ходунки: травмоопасно и бесполезно. Многие родители считают, что ходунки ускоряют развитие малыша. И очень в этом ошибаются. Это приспособление влияет только на ту группу мышц, которая отвечает за формирование походки. Конечно, очень удобно посадить ребенка в ходунки и отвлечься на разговор с любимой подружкой, зная, что с малышом ничего не случится. Но ходунки имеют многие недостатки.

При помощи этого приспособления ребенок самостоятельно долго не научится ходить, так как конструкция сама сможет его донести в любое место помещения. Кроме того, у него не будет развиваться вестибулярный аппарат. А из-за неправильного распределения нагрузки и нарушения кровообращения могут деформироваться не только позвоночник, а и стопы. Ходунки надежно защищают малыша от падения, и вне этого приспособления ребенок не сможет избежать травм. В довершении этого, они препятствуют выработке защитной реакции, ведь натолкнувшись на барьер, ребенок не увидит опасности. Маленькие дети познают окружающий мир через осязание и вкусовые рецепторы. Находясь в ходунках, дотянуться до многих предметов становится невозможным.

❌ Поводок (вожжи) для детей: вы точно хотели ребенка, а не собаку? Это приспособление придумано для непоседливых и любознательных детей, которые на прогулке каждый раз стремятся проявить самостоятельность и убежать от взрослых. Больше того, они помогают удержать равновесие и контролировать падения малыша. Это безобидное изобретение провоцирует массу негодований со стороны окружающих, так как вызывает ассоциацию «выгуливания собачки».

Вред детских вожжей заключается в том, что они тормозят психологическое развитие малыша. Находясь постоянно на поводке, ребенок не может беспокоиться о своей безопасности. Следовательно, он не научится самостоятельно принимать решения, не получит элементарных навыков развития и не разовьет у себя чувство ответственности за свою жизнь. Более того, поводок дает понять ребенку, кто доминирует во многих отношениях без возможности изменения ситуации. Таким образом, дети не усваивают многих уроков, упускают возможность учиться и не понимают, когда нужно сотрудничать или слушать взрослых.

❌ Рюкзак-кенгуру: удобно, но опасно. Новомодный рюкзак-кенгуру уже смогли по достоинству оценить многие родители, ведь он сильно облегчает переноску маленьких детей. Он регулируется под любого взрослого, тип одежды (летнюю и зимнюю) и может легко менять положение ребенка. Рюкзаки отлично поддерживают поясницу, тем самым предотвращая появление болевых ощущений. Находясь в такой «сумке», ребенок чувствует полную безопасность, а руки мамы или папы в это время полностью свободны.

Несмотря на эти достоинства, рюкзак-кенгуру имеет некоторые негативные стороны. Так как малыш долгое время находится в висячем положении, вся нагрузка идет на неокрепший позвоночник и область промежности. Впоследствии это приводит к деформации позвоночного столба и повреждениям кожи на внутренней поверхности ножек. Большой минус окажет и болтающаяся голова, если она не прижата к взрослому. Узкое сидение может нарушить кровоток в малом тазу и ножках малыша. Эти негативные стороны больше относятся к конструкции рюкзака. Но не стоит забывать, что даже в правильно подобранной заплечной сумке кенгуру малыш должен находиться не более двух часов. Обратите внимание на безвредную альтернативу кенгурушки – слинг-рюкзак.

❌ Манеж: психологи предупреждают. Очень полезный и практичный манеж для детей вызывает неоднозначную реакцию со стороны психологов. С одной стороны, безопасность манежа позволяет оставить ребенка одного на некоторое время, а с другой стороны, он ограничивает движения и свободу маленького человечка. Ограниченность препятствует нормальному физическому развитию и лишает возможности активно двигаться.

Подрастая, ребенок стремится познать окружающий мир. Первые его самостоятельные передвижения – ползание. К сожалению, манеж упускает эту возможность. Он только позволяет малышу вставать на ножки (или садиться), держаться за опору и передвигаться вдоль края. В манеже малыш часто чувствует себя беспомощным, так как не имеет возможности дотянуться до того, что его привлекает. Препятствие становится непреодолимым, и первый опыт несостоятельности может закрепиться надолго на подсознательном уровне. Более того, находясь длительное время в манеже, ребенок теряет тесный контакт со взрослыми, что сказывается на его психологическом развитии.

Множество родителей вырастили здоровых и счастливых детей, не прибегая к использованию этих средств с сомнительной пользой.

Будем ползать!

С того момента, как ребенок начинает ползать, спокойная доселе жизнь молодой мамочки заканчивается. Научившись самостоятельно передвигаться, малыш уже не желает лежать на месте и довольствоваться предложенными игрушками: он активно познает территорию, находит подобающие и неподобающие для игр предметы, тянет их в рот. Теперь за любознательной малюткой нужен глаз да глаз.

Начав ползать, ребенок как будто резко меняется: вот только недавно он лежал в кроватке и просто дрыгал ручками-ножками, а уже сейчас его не удержать. Очень часто бывает, что в один месяц малыш начинает ползать, самостоятельно садиться и вставать на ножки. Происходит это чаще всего ближе к полугоду. К 4-5 месяцам малютка уже умеет переворачиваться, хорошо держит головку в лежачем положении на животике и вытянув ручки, постепенно начинает приподнимать попу, раскачиваясь из стороны в сторону. Его моторное развитие набирает обороты.

Поначалу карапуз неуверенно, еле заметными движениями – такими, что может даже показаться, что вам это почудилось, перемещается. Он очень старается, и после того, как у него однажды получится – он начнет это делать все чаще и решительнее. Если ребенок не относится к тем, кто из сидячего/лежачего положения сразу переходит в стоячее, то осваивает ползание он в интервале от 5 до 9 месяцев.

Ползание – очень важный этап в развитии ребенка до года, ведь такие передвижения – это не только радость для родителей, но и огромный вклад в его здоровье. В процессе ползания, особенно, если малыш делает это не по-лягушачьи, а всеми четырьмя конечностями, задействованы все мышцы, укрепляющие позвоночник. А роль позвоночника в организме человека трудно переоценить: это его основа, к которой крепятся все остальные органы.

Ползая и двигаясь, ребенок укрепляет его, подготавливает к скорой нагрузке – вертикальному положению. Помимо колоссальной пользы для опорно-двигательного аппарата, психологи отмечают и немалое значение в развитии мозга. Так передвижение на четвереньках активирует работу обоих полушарий: левого и правого. Во время ползания тренируется вестибулярный аппарат, развивается мелкая моторика, визуальное восприятие.

Растет и развивается ребенок до года так, как будто повторяет всю эволюцию человечества: зарождаясь из маленькой клеточки он становится плодом, рождается, сначала встает на четвереньки, а затем уже на ноги. Однако не все дети идут по этому пути. Очень часто бывает, что, будучи абсолютно нормальными и здоровыми, они минуют фазу ползания и сразу начинают ходить. И огорчаться по этому поводу нет никакого смысла, так как кардинально повлиять на это никто не может.

Физиологическое развитие малыша сугубо индивидуально и не обусловлено наследственными факторами (в отличие от цвета глаз, строения тела и т.д.). Пусть вас это не расстраивает и по той причине, что, если ребенок самостоятельно (!) без поощрения взрослого рано встал на ножки или пошел, пропуская стадию ползания, то это говорит о том, что он полностью к этому готов.

Причинами, по которым ребенок может не желать или не быть способным ползать могут быть:

  • Избыточный вес. Худые дети активнее и подвижнее, а «пухленьким» мешает вес, так как косточки еще слабые и им трудно его выдержать
  • Недоразвитость мышц, например, вследствие рахита. Заболевание, возникающее при недостатке витамина D, прямым образом влияет на кости
  • Травмы
  • Длительное злоупотребление ходунками. Использование ходунков более часа в стуки тормозит формирование навыков ползания
  • Продолжительная иммобилизация конечностей. Например, наложение гипса или колец при дисплазии тазобедренных суставов
  • Темперамент ребенка
  • Слабые мышцы. Хорошую тренировку даст общий лечебный массаж и регулярное выкладывание младенца на животик

Важно: не стоит заниматься самоличным установления причины. Диагноз – дело врача!

Как научить ребенка ползать?

Как отмечалось ранее, если ваше чадо твердо решило не ползать, то поменять это положение вещей радикальным образом вряд ли получится, но вы можете помочь тем, кто все же пытается.

Способ 1. Показать.
Вот ваш малыш раскачивается из стороны в сторону на карачках и еще чуть-чуть и он поползет. Но, несмотря на то, что ему совсем немного не хватает для того, чтобы сдвинуться, затянуться это может на долгий период.

Если ребенок раскачивается на четвереньках и пытается ползти больше месяца, то необходимо сказать об этом педиатру.

Итак, вы можете

  • встать на четвереньки радом с дитем и собственным примером продемонстрировать всю нехитрую науку
  • поддерживая за пузико, немного приподнять кроху и синхронно передвигать его ручки и ножки (показывать лучше вдвоем: один держит, другой передвигает)

Способ 2. Мотивировать.

Положите игрушки напротив малыша – так, чтобы они его заинтересовали, но дотянуться он бы до них не мог. Не стоит выставлять многообразие: внимание ребенка может рассеяться, одного или двух объектов будет вполне достаточно. Даже если у него ничего не выйдет после нескольких минут и он оставит попытки, вы можете слегка придвинуть малыша, чтобы вознаградить его за труд.

Сядьте напротив малыша и зовите его: по имени или ласковым прозвищем и маня руками.

Способ 3. Упражнять.

С 4-х месяцев, делая ребенку гимнастику, добавьте такие упражнения:

  • малышу, лежащему на животике, поставьте под его ступни свои ладони в виде опоры, чтобы он мог от них оттолкнуться
  • так же в положении на животике поочередно сгибайте и разгибайте каждую ногу, подтягивайте ее к животу или боку

Способ 4. Специальные приспособления.

В продаже имеются вполне недорогие детские треки для ползаний. Представляют собой ровную узкую поверхность с бортиками по бокам. Устанавливают ее под небольшим наклоном в виде невысокой горки и кладут малыша, который будет тихонечко съезжать вниз. Постепенно, хаотичные движения ручками и ножками начнут упорядочиваться, и малыш научится ими управлять. Так же для этой цели может сгодиться и матрас и пеленальная доска.

Все эти действия должны воплощаться в игривом настроении, так как являются еще и веселым совместным времяпровождением. Для того чтобы облегчить попытки поползновений, хорошо бы подготовить для этого условия. Учиться ползать легче всего на полу, желательно гладком. Рядом не должно быть предметов, способных помешать движениям малыша. Само собой разумеется, что поверхность должна быть чистая и безопасная (не ней не должно быть мелких, острых предметов, каких-то деталей, бытовых приборов). Ребенок должен быть в удобной одежде по размеру, которая не будет стеснять движений или путаться.

Ползание во сне довольное не редкое явление, поначалу пугающее родителей. После 6-ти месяцев сон ребенка становится более беспокойным из-за активного физического роста и эмоционального развития. И устанавливаться он может до 3-х лет. Если в остальном ребенок развивается нормально, то причин для беспокойства нет и лечить это как-то не нужно.

Многие дети начинают ползать именно назад. Они вытягивают ручки, отталкиваются от них и как бы скользят вспять. Используйте те же манипуляции, как и при освоении ползания: стимулируйте игрушками, зовите к себе. Со временем дите научиться координировать свои движения и поползет вперед, хотя некоторые так и используют именно этот оригинальный метод.

Дети в своем стремлении познать мир и освоить свои владения порой очень удивляют взрослых. Так, они умудряются даже способы передвижения сделать очень потешными: ползают как червички, назад, боком, по-пластунски (не отрывая живота), прыгают по-лягушачьи. Все эти методы не являются какими-то отклонениями от норм, да и норм в этом деле быть не может: малыши пробуют разные способы и повторяют то, что у них получается случайно. На спине ребенок скорее не ползает, а скользит, отталкиваясь ножками и приподнимая попу. Такой способ обычно всего лишь временный, до тех пор, пока малыш не постигнет что-то новое. Чтобы научить его ползать по-другому, выкладывайте почаще кроху на животик.

Комаровский Евгений Олегович неустанно повторяет о пользе ползаний в противовес раннему высаживанию или пребыванию в специальных приспособлениях, ставящих ребенка в вертикальное положение (например, ходунки). Однако он называет все принятые нормы по поводу того, когда ребенок должен сесть, поползти или встать на ножки – глубоко примерными. Благодаря этому врачу молодые мамочки, наслушавшиеся всезнающих окружающих, уяснили, что ребенок никому ничего не должен.

Когда придет время – поползет, когда окрепнут мышцы – сядет, когда будет готов – встанет. Утверждения Комаровского всегда основываются на здравом смысле. Он подмечает, что отличительное чертой человека является прямохождение, что однако несет за собой такие заболевания как радикулит, сколиоз. Поэтому ранняя преждевременная нагрузка на позвоночник ведет к тому, что он не успевает окрепнуть в полной мере.

Чем позже ребенок встанет на ножки и пойдет, тем тверже будет позвоночник, чем активнее ребенок будет ползать, тем крепче будут мышцы спины.

Дите научится ползать – с вашей или без вашей помощи, главное его в этом деле поощрять и помнить: чем больше, тем лучше.

Ползание – очень желательная фаза в развитии ребенка. Каждый малыш начинает ползать в разное время и разными способами. А кто-то вообще не ползает или вдруг берется ползать после того, как пошел. В любом случае не ограничивайте ребенка зоной кроватки или манежа, давайте ему возможность активно расти. Очень важно не просто научить дитя ползать, а систематически уделять этому передвижению много времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий